А.П.Платонов
_____________________

   1. В какой среде и под влиянием каких событий в жизни страны проходило формирование Платонова-мыслителя и Платонова-художника?

   2. Почему особое место в прозе Платонова занимают железнодорожники? В чем символический смысл платоновского образа железной дороги?

   3. “Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности”, ? писал Платонов. Как отразились в творчестве писателя его детские и юношеские впечатления? В чем своеобразие детских образов в прозе Платонова (“Цветок на земле”, “Никита”, “Возвращение” и др.)?

   4. Как менялось отношение Платонова к революции и ее последствиям? Что решительно не принимал писатель в современной ему советской действительности?

   5. В чем своеобразие платоновской концепции жизни? Как сочетаются в ней осмысление собственного жизненного опыта и трагических событий в России, идеи русского философа Н. Ф. Федорова и концепция развития цивилизации, предложенная самим писателем?

   6. В рукописи киносценария Платонова “Карагез” есть такие строки: “Как бы человек ни хотел применить свою жизнь, прежде всего ему необходимо обладание собственной жизнью; если же ею, его жизнью, владеют другие люди, то есть человек несвободен, то он бессилен не только применить свои силы с благородной целью, как личность, но и вообще не существует”. Как решается в прозе Платонова тема личной свободы?

   7. Каково соотношение трагического и комического в прозе Платонова?

   8. Какое место в творчестве Платонова занимает публицистика? Какую роль в художественной прозе писателя играют публицистические фрагменты?

   9. Напишите рецензию на один из рассказов Платонова (“Усомнившийся Макар”, “Фро”, “Третий сын”, “В прекрасном и яростном мире”, “Возвращение” или др.).


“Котлован”

   1. Познакомьтесь с историей создания и публикации повести “Котлован”. Почему эта повесть не публиковалась в советское время?

   2. Какие герои привлекают внимание Платонова? Чем они живут? Какие вопросы себе задают? Чем отличаются от окружающих их людей?

   3. Многие исследователи находят в творчестве Платонова отзвуки идей русского философа Н. Ф. Федорова, автора двухтомной “Философии общего дела”, выдвинувшего “идею жизни”, учение о преодолении человечеством смерти и “научном воскрешении” всех некогда существовавших людей. Как повлияла эта идея на художественную картину жизни, представленную в повести “Котлован”?

   4. Каким предстает мир в повести Платонова? Чем особенно поражает этот мир читателя?

   5. Современный исследователь С. Семенова пишет о художественном мире Платонова: “На этой земле все умирает: люди, животные, растения, дома, машины, краски, звуки. Все ветшает, стареет, тлеет, “сгорает” ? вся живая и неживая природа. На всем в его мире лежит печать “замученности смертью”. Насколько обоснованно данное суждение?

   6. Какую роль в повести “Котлован” играет мотив сиротства?

   7. Как изображается в повести природа? Обратите внимание на то, как Платонов описывает работу и отдых своих героев. Кто из героев повести чувствует природу, стремится постичь ее тайны?

   8. Прокомментируйте фрагменты из повести: “…Чиклин вонзил лопату в верхнюю мякоть земли, сосредоточив вниз равнодушно-задумчивое лицо… Вощев снова стал рыть одинаковую глину и видел, что глины и общей земли еще много остается ? еще долго надо иметь жизнь, чтобы превозмочь забвеньем и трудом этот залегший мир, спрятавший в своей темноте истину всего существования”.

   9. В чем символичность образа котлована? Как этот образ связан в повести с образом дома? “Дом человек построит, а сам расстроится. Кто тогда жить будет?” ? пишет Платонов. Что более всего волнует писателя?

   10. В чем смысл финала повести “Котлован”?

   11. Можно ли рассматривать повесть Платонова лишь как отражение реальных событий, советской действительности 20-х годов?

   12. Почему платоновский “Котлован” многие исследователи относят к жанру антиутопии?

   13. В чем необычность авторского повествования в “Котловане”? Какие приемы использует Платонов для изображения реального мира, воссоздания речи своих героев?

   14. Найдите в тексте повести “Котлован” примеры использования алогизма.

   15. С какой целью в повести Платонова широко используются элементы публицистики и канцеляризмы?

<< назад

<< на главную

Сайт создан в системе uCoz