1. Составьте хронологию жизни и творчества Горького. Какие факты биографии писателя нашли отражение в его творчестве?
   2. Познакомьтесь с фрагментами из воспоминаний о Горьком его современников И. А. Бунина, Ф. И. Шаляпина, В. Ф. Ходасевича, А. М. Ремизова, Е. И. Замятина, З. Н. Гиппиус и др. Какой представляется вам личность писателя?
   3. Какое участие принимал Горький в революционном движении конца XIX ? начала XX в.? Как складывались отношения писателя с В. И. Лениным, И. В. Сталиным, А. В. Луначарским, другими известными советскими партийными деятелями?
   4. Какие традиции русского реализма развивает в своем творчестве Горький? Какие новые темы и образы открывает писатель русскому читателю?
   5. Что сближает художественные искания Горького и представителей русского модернизма? В чем Горький-художник принципиально расходился с модернистами? Что он особенно решительно не принимал в их произведениях?
   6. Какая концепция жизни нашла отражение в произведениях писателя? Что менялось в художественной картине мира, представленной в творчестве Горького? Что оставалось неизменным?
   7. Как решается в творчестве Горького (на разных его этапах) проблема героя?
   8. В чем своеобразие драматургии Горького? Какие темы и образы привлекают внимание Горького-драматурга?
   9. Как соотносятся художественное творчество Горького, его общественная деятельность и публицистика?
   10. Подготовьте сообщение, реферат или эссе на тему “Горький и русская литература” (или “Горький и советская литература”).
   1. Что привлекает в героях ранних произведениях Горького? Что в этих героях вызывает неприятие?
   2. Какие черты романтизма и реализма вы можете отметить в ранней прозе Горького?
   3. Как проявляется в рассказе “Челкаш” авторская позиция? Что можно сказать об образе повествователя в ранней прозе Горького?
   4. Приведите примеры использования приема контраста в рассказах “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, в “Песне о Соколе”.
   5. В чем своеобразие композиции рассказа “Старуха Изергиль”? Какова основная идея каждой части рассказа?
   6. Какую роль в рассказе “Старуха Изергиль” играют портрет и пейзаж? Как в описании портрета Изергиль проявляется авторская позиция?
   7. Как соотносятся в рассказе “Старуха Изергиль” прошлое и настоящее, реальное и фантастическое (сказочное)?
   8. Как вы определите своеобразие жанра “Песни о Соколе” и “Песни о Буревестнике”?
   9. Какую роль в горьковских “Песнях” играют описания природы? В чем своеобразие ритмической организации и поэтического синтаксиса “Песни о Буревестнике”?
   1. Определите основное содержание и отметьте стадии развития конфликта в пьесе “На дне”.
   2. Какое место в пьесе “На дне” отведено любовной интриге?
   3. Каково соотношение конкретно-бытового и социально-философского планов в пьесе “На дне”? Насколько обоснованно, на ваш взгляд, стремление современных исследователей рассматривать горьковскую пьесу как “философскую драму”?
   4. Каковы основные средства создания образа Луки? Какую роль в пьесе играет притча о праведной земле, рассказанная Лукой?
   5. Какую позицию в споре о человеке занимают основные персонажи пьесы “На дне” (Лука, Сатин, Бубнов, Барон, Актер, Клещ, Пепел)?
   6. Как проявляется в пьесе авторская позиция? Сопоставьте авторские ремарки, открывающие четыре акта пьесы.
   7. Какие песни поют и какие стихи читают персонажи пьесы “На дне”? Определите значение цитируемых в пьесе строк из стихотворения французского поэта Ж.-П. Беранже “Безумцы”:
   8. В чем смысл финала пьесы “На дне”? Как вы прокомментируете последнюю фразу Сатина и ремарку “негромко”?
   1. Как изображается в романе “Мать” жизнь рабочих? Чем можно объяснить изменения в характере повествования, описаний к финалу романа? Какие эпизоды романа свидетельствуют о влиянии на него романтизма?
   2. Что сближает Павла Власова с героями ранних романтических произведений Горького? В чем принципиальное отличие? Приведите примеры.
   3. Какую роль в романе “Мать” играют массовые сцены? Подготовьте анализ одной из таких сцен.
   4. В чем смысл названия романа “Мать”? Какова эволюция образа Ниловны? Как вы прокомментируете финал романа?
   5. Роман Горького “Мать” в советском литературоведении называли первым (и образцовым) произведением социалистического реализма. Как сочетаются в романе традиции русского реализма и принципы литературы социалистического реализма?
   6. В “Лекциях по русской литературе” В. В. Набокова роман Горького “Мать” называется “вещью явно второго сорта”. Насколько обоснованно это суждение?
   1. Познакомьтесь со статьями из цикла “Несвоевременные мысли”. Как решается в этих статьях проблема героя? Почему Горький называет свои раздумья “несвоевременными”? Можно ли говорить о решительном пересмотре писателем своей концепции человека?
   2. Как вы думаете, почему Горький, официально признанный при жизни “великим пролетарским писателем”, избранный Председателем Союза советских писателей, в последние годы не создает ни одного значительного художественного произведения о жизни пролетариата или о советской действительности?
   3. Какое место в позднем творчестве Горького занимает публицистика? В чем своеобразие очерков Горького?
   4. Почему свое итоговое произведение, четырехтомный роман-эпопею “Жизнь Клима Самгина”, охватывающий события сорока лет русской истории, предшествовавших Октябрьской революции 1917 года, Горький называет повестью? Как решается проблема героя в этом произведении?