ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ —это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения,' миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Человек, хорошо знакомый с лирикой, легко различает неповторимое своеобразие лирики А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, А. Твардовского и других русских и советских, а также зарубежных поэтов: Гете, Шиллера, Гейне, Бе.хера, Гильена, Неруды и других, если читает их в подлинниках или даже в хороших переводах.
     Художественные образы любого произведения, в том числе и лирического, обобщают явления жизни, через индивидуальное, личное переживание выражают мысли и чувства, характерные для многих современников. Так, например, в «Думе» М. Лермонтов выразил чувства целого поколения людей своего времени. Всякое личное переживание поэта только тогда становится фактом искусства, когда оно является художественно совершенным выражением чувств и мыслей, типичных для многих людей. Лирике свойственны и обобщение, и художественный вымысел. Чем более талантлив поэт, тем богаче его духовный мир, чем более глубоко он проникает в мир переживаний и других людей, тем больших высот достигает и в своем лирическом творчестве. Читая одно за другим стихотворения поэта, мы при всем разнообразии устанавливаем их единство в восприятии мира, в характере переживаний, в художественном выражении их. В нашем сознании создается законченный образ — переживание, т.е. состояние характера, образ духовного мира человека. Возникает образ Л. г. Л. г., как и герой эпических и драматических произведений, отражает те или иные характерные, типические черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателей.
     Так, например, Л. г. поэзии А. Пушкина, раскрывающий в свой «жестокий век» идеал духовно богатой, свободной человеческой личности, высокий гуманизм, величие в борьбе, творчестве, дружбе и любви, был знаменем передовых людей той эпохи и продолжает оказывать благотворное влияние на людей нашего времени.
     Л. г. поэзии В. Маяковского, необычайно широко и разносторонне раскрывший внутренний духовный мир передового человека социалистического общества, его общественно-политические, нравственные, эстетические идеалы, отражает нашу эпоху и формирует сознание многомиллионных масс не только нашей страны, но и всего человечества. Л. г. в произведениях социалистического реализма все более широко отражает и раскрывает многообразие духовного мира строителей нового общества. Н. К.
     ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ — авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, выражающая непосредственно отношение автора к изображаемому или в связи с ним; впервые приобрело большое значение в литературе романтизма (см.). Л. о. относятся к внесюжетным элементам произведения, но содействуют в более или менее значительной мере раскрытию идейного содержания произведения. Так, в «Евгении Онегине» композиция «свободного романа» позволяет органически включить в него многообразные авторские отступления: через весь роман проходят лирические воспоминания, связанные с событиями из жизни поэта, обращения к друзьям, к читателю; неоднократно возникает тема поэзии и связанные с нею полемические высказывания, размышления о дружбе, о любви, о ценности человеческой личности. Все эти отступления играют очень большую роль в идейном замысле романа. В советской литературе Л. о. встречаются в поэмах В. Маяковского, «За далью даль» А. Твардовского, в романе А. Фадеева «Молодая гвардия». Повествование о трагических событиях в «Молодой гвардии» сопровождается взволнованной речью автора, вспоминающего об аналогичных событиях своей жизни; мысли и чувства одного из героев романа — Олега — усиливаются авторским обращением к своей матери; рассказ о трагической гибели молодогвардейцев предваряется проникновенным авторским обращением к другу, погибшему во время гражданской войны. Н. К.