ИМАЖИНИЗМ (от франц. image — образ)—малозначительное литературное течение в русской поэзии, существовавшее с 1919 года несколько лет. Его представители: В. Шершеневич, Р. Ив-нев, А. Мариенгоф, А Кусиков. Имажинисты провозглашали «победу образа над смыслом» (В. Шершеневич). Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но оно должно было быть насыщено словесными образами, являться «толпой образов». Имажинисты создали много стихов по таким рецептам:
     В целом поэзия И., претендуя на новаторство, граничит с формализмом. Некоторое время с этой группой был связан С. Есенин, но вскоре от нее отошел, не будучи, по существу, к ней творчески близок. Его «имажинистские» образы были подлинно органичны, не были лишены глубокого, точного смысла, например:
или:
     Связь С. Есенина с этой группой и определила известную популярность И., хотя сама по себе роль И. была невелика. С. Н.
     ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression — впечатление) — художественное направление (течение), возникшее во Франции в последней четверти XIX века. В живописи И. выдвинул выдающихся мастеров (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, в России — К. Коровин) и составил целую эпоху в истории мирового искусства.      В истории литературы И. не сложился как особое направление. В этом смысле об И. можно говорить лишь как о явлении стиля того или иного писателя.      Разумеется, понятия стиля в живописи и литературе не совпадают. Для И. в живописи воспроизведение «впечатления» от предмета, изображение изменчивости, текучести явлений, особая палитра красок, позволяющая передать игру освещения, придающего разный облик одному и тому же предмету (утром, днем, вечером, в солнечный или в пасмурный день), органически связаны со всей эстетической позицией художника, определяют его метод.      В литературе черты И. можно встретить в произведениях писателей разных направлений: и у реалиста, и у натуралиста. Они выполняют разную, но подчиненную функцию.      Так, в лирике русских поэтов можно встретить отдельные импрессионистские строфы, например в стихотворении А. Фета «Шепот, робкое дыханье...»:
     ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ (интеллектуальный роман, интеллектуальная драма и т. п., иногда говорят «роман-концепция», «драма-концепция») — понятие, возникшее в литературоведении в последние десятилетия для обозначения художественных произведений, в которых внимание автора сосредоточено не столько на изображении самой жизни, человеческих характеров, сколько на идейных, теоретических спорах, которые ведут действующие лица.
Интеллектуальными (т. е. насыщенными глубокой мыслью) являются почти все великие произведения мировой литературы — Шекспира, Гете, Пушкина, Стендаля, Л. Толстого. Но, как говорил Белинский, художник тем и отличается от ученого, что он мыслит образами, а не силлогизмами (понятиями). И в «Гамлете» и в «Войне и мире» мысли писателя раскрываются через систему образов, через характеры героев, а характеры и события психологически мотивированы.
     Термин «И. ж.» применяется не к этим произведениям, а к таким, в которых, вопреки формуле Белинского, хотя и намечены характеры и события, но суть оказывается не в них, поскольку писатель мыслит не столько образами, сколько понятиями. Роман или драма превращаются в притчу (см. Притча 2). Хотя традиция И. ж. восходит к веку Просвещения (философские повести Вольтера, Дидро), особое значение И. ж. приобрели в литературах Запада в XX веке. И. ж. не составляют особого течения (направления) в литературе: произведения И. ж. можно встретить у писателей разных течений.
     Среди видных представителей критического реализма XX в. автором интеллектуального романа можно назвать французского писателя Анатоля Франса («На белом камне», «Восстание ангелов» и др.), немецкого писателя Томаса Манна («Волшебная гора», «Лотта в Веймаре», «Доктор Фаустус»).
     В литературе социалистического реализма к И. ж. относят драмы Бертольта Брехта. Например, в драме «Добрый человек из Сычуани» Брехт показывает, как ведут себя два человека: добрый и злой. Героиня великодушна, доброжелательна к людям, готова помочь другим в нужде. А ее «двоюродный брат» — жесток, беззастенчив, черств в обращении с другими. В конце пьесы выясняется, что нет двух персонажей, нет «двоюродного брата», это — один человек, женщина, которой хотелось быть и доброй и справедливой. Но в обществе, основанном на частной собственности, действует закон конкуренции, в которой слабый погибает, а сильный и эгоистичный выживает. И добрый, чтобы выжить, становится злым, как бы делается другим человеком.
     Брехт сам назвал свою пьесу «параболой», т. е. притчей, над которой зритель призван размышлять, чтобы прийти к пониманию основ буржуазного общества. Автора при этом не интересует внешнее правдоподобие. Место действия условно (почему выбрана именно китайская провинция Сычуань, автор не мотивирует), условны персонажи (среди них даже есть боги, которые спускаются на землю, чтобы выяснить, есть ли на свете добрые люди) и условен, как показано выше, самый сюжет, в ходе которого героиня раздваивается и выступает на сцене в двух разновидностях.
     В советской литературе к И. ж. можно отнести произведения литовского поэта Э. Межелайтиса, в известной мере философскую лирику Л. Мартынова. С. Т.