2. В данных отрывках выделите элементы содержания и особенности языка, определяющие принадлежность к одному из литературных направлений. Напишите свои выводы, проиллюстрировав каждое положение примерами. (по 2 б. + 2 б. за каждый отрывок)
  а) «и ночь задвинула небо тяжкими тучами, и тучи всплескивались, как волны, и море забушевало, как небо. Вихорь спирал, возметал, разбрызгивал пары и волны. То черные облака разевали огненную пасть свою, зияющую жалом молний, то белогривые валы, рыча глотали утлое судно и снова извергали его из хляби. В карбасе едва успевали отливать воду. Паруса уже давно были убраны, но шквалы хлестали его так сильно, что нагие мачты трещали; он летел, как бешеный конь, и каждую минуту пловцы наши ждали – вот-вот зароется в воду! И вдруг разразился над ними удар грома: огонь ливнем рухнул во все трещины лопнувшего свода небес, и в тот же миг вздутый порывом вал ударил в корму. Карбас пил смерть; миг был ужасный…»
  б) «я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения…»
  в) «Едва утренняя заря показалась на небе, я встал, вышел на то место берега, где за несколько часов перед тем увидел моего ангела и почувствовал всю цену жизни. Образ ее оживлял в глазах мои красоты весеннего утра и синеющегося озера. Все предметы вокруг меня дышали нежностию и беспрестанным о ней напоминанием, питали тайный огонь в душе моей. На каждой травке, на каждом листочке видел я голубые глаза и черные волосы. Чувства моего сердца летели по следам красавицы и пламенною рекою изливалась перед той блаженной хижиной, где она заключалась. Долго манил я себя надеждой, что она придет сидеть на берег озера; долго ожидал ее с необычайным трепетом и страхом, производимым во мне малейшим шорохом – движеньем листочка и шумом ветерка…»
  г) Тело – в палатах, душа – в хлеву: так думал слуга и погонщик мулов о своем хозяине – торговце шелком кире Спиридоне Валтасаре. Одним словом, кир Спиридон был человеком неосторожным в выражениях и осторожным в деньгах, и его не заботило, что думают о нем мулы и погонщики. Он любил ракию из шелковицы и старел от ветра с Карпат, который вызывает зубную боль. Кир Спиридон знал, что один и тот же перец будет по-разному острым утром и вечером и что одним и тем же ароматическим маслом не пользуются на свадьбе и на похоронах. Он считал, что каждая любовь – первая, имел двух жен и одну любовницу, тридцать лет за ушами и столько же золотых монет в кармане. Товар он закупал на Босфоре и перевозил его маленьким караваном, который состоял из погонщика и трех мулов: один был белым, а два других – черными. На постоялом дворе в Белграде возле церкви Святой Пятницы у него попросил милостыню какой-то слепой. Кир Спиридон, суеверный, как ворон, схватился за кошелек с деньгами, но слепец отказался от денег. Это удивило кира Спиридона, и ему захотелось узнать причину отказа.
3. Дайте свою интерпретацию стихотворения, сопоставьте его с известными вам лирическими произведениями об осени. (до 10 б.)
С. Есенин   
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным.
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
1914
4. Составьте словарик художественно-выразительных средств на основе отрывков стихотворений. (4 б.)
5.
b. Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
А. Фет
c. Покрылись нивы сетью золотистой,
Там перепел откликнулся вдали,
И слышу я, в изложине росистой
Вполголоса скрипят коростели.
А. Фет
d. Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
А. Некрасов
e. Жрецов греха и лжи мы будем
Глаголом истины карать…
А. Плещеев
f. Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
А. Толстой
g. А вы знаете, что у
А вы знаете, что па,
А вы знаете, что пы,
Что у папы моего
Было сорок сыновей.
Д. Хармс
h. Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум –
Буря на море и думы,
Много мучительных дум –
Буря на море и думы,
Много мучительных дум –
Буря на море и думы,
Хор нарастающих дум –
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум.
А. Фет
6. Назовите произведения I половины XX века, действие которых происходит:
7. Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях (2 б.):
8. Напишите текст – сопровождение экскурсии «Литературное Забайкалье», опираясь на литературный материал вашего города, поселка, села, района.
II. Интерпретация художественного теста. Напишите эссе по данному произведению.
И. Бунин